Лёгкий пехотный танк Т-18: тактико-технические характеристики, боевое применение

Лёгкий пехотный танк Т-18: тактико-технические характеристики, боевое применение

В конце двадцатых годов двадцатого века появились первые советские танки, в том числе лёгкий пехотный танк Т-18 (МС-1), который впервые разработали в стране, взяв за основу французский FT-17 и его итальянскую модификацию. Название (буквенное обозначение) расшифровывается просто. Буквой "Т" обозначается собственно слово "танк". Т-18 — это индекс, где восемнадцать — порядковый номер разрабатываемого типа.

Второе же имя его — МС-1 — в советских источниках тоже встречается довольно часто и расшифровывается как "малый сопровождения", цифра — это индекс, обозначающий первую модель данного класса.

История

Гражданская война принесла Красной Армии многие трофеи, среди которых оказались белогвардейские танки французского производства. Их тщательно изучили и даже некоторое время выпускали на сормовском заводе, назвав собственное детище "Рено-Русский". Однако в стране царила разруха, она переживала экономические трудности, а потому до лучших времён производство этих танков свернули.

Тем более что уже даже неспециалисты понимали, что такая модель значительно устарела и готовиться к войне нужно с новыми разработками.

С 1925 года этим и занялись первые советские конструкторы. Опыт производства танка "Рено-Русский", конечно, учитывался. К тому же советско-польская война принесла ещё один трофей, который помог создать танк Т-18.

Это была итальянская бронированная машина — FIAT-3000. И этот танк был изучен в ходе составления технической документации на танк Т-18, лучшие его качества были заимствованы. Тем не менее прошедшие испытания на полигоне прототипов выявляли довольно большое количество всяческих недостатков, особенно это касалось ходовой части и двигателя.

Так, Т-16 был забракован, недостатки учтены, и в 1927 году появилась гораздо более удачная модификация — танк Т-18.

Испытания пройдены

Малый танк сопровождения испытывался в июне 1927 года. Испытания прошли успешно, и уже в начале июля легкий танк Т-18 приняли на вооружение Красной Армии. Назвали его МС-1, то есть малый танк сопровождения.

С февраля 1928 года началось его серийное производство, которым занимался завод "Большевик", и продолжалось оно до окончания 1931 года.

Производственные прощади занял новый легкий танк — Т-26, который тоже предназначался для сопровождения пехоты. За все эти годы (от 1928 до 1932) было выпущено не так уж мало экземпляров первой машины советской разработки — почти тысяча, а точнее — 959. Первые танки — Т-18 и Т-26 — выполнили свою задачу — быть первыми.

Тем не менее они встречались даже на полях Второй мировой войны.

Монтаж и эксплуатация

Первые танки и вся их конструкция в основе своей были, конечно же, заимствованы у зарубежных производителей. Схема компоновки была классической для того времени. Отделение моторное и трансмиссионное находилось на корме корпуса, а в среднем, переднем отделениях корпуса и в башне помещались управление танком и его вооружение.

Советский танк Т-18 не требовал многочисленного экипажа, в бою с ним справлялись два человека: командир — он же башенный стрелок — и механик-водитель. Последний находился по центру корпуса, а командир-стрелок — в корпусе и башне, позади водителя. Посадка и высадка производилась через грибовидный люк-колпак, возвышающийся над башней, а механик мог пользоваться и двустворчатым люком, который находился на корпусе впереди.

Броня

Броня крепка не была, она хорошо защищала от пуль (средний винтовочный калибр) и от мелких осколков, поскольку и разрабатывалась защита танка по принципу противопульному. Форму брони танки сопровождения в то время имели примерно одинаковую: острую ступенчатую, безо всяких закруглений. Бронированный корпус состоял из листовой стали шестнадцати миллиметров толщиной, все листы были склёпаны и между собой, и с каркасом.

На корме бронелисты крепились на каркас просто болтами, поэтому их легко можно было снять, если нужно. Дно танка и его крыша были укреплены вдвое слабее — там использовались листовая сталь менее восьми миллиметров толщиной. Башня имела форму почти правильного шестиугольника. С 1930 года предусматривалась ниша на корме — для радиостанции.

Формирующие башню листы брони составляли шестнадцать миллиметров, но крыша к авиаударам приспособлена не была — на неё шла сталь не более четырёх миллиметров. Лобовая часть башни имела амбразуры, чтобы установить вооружение. Шариковая опора позволяла башне поворачиваться, но делать это можно было только вручную, чем и занимался командир танка.

Вооружение

Любой довоенный танк, с современной точки зрения, был оснащён слабо. Однако для того времени этот танк оснасткой превосходил многих своих собратьев из других стран. Сначала основным вооружением Т-18 была пушка тридцать седьмого калибра модели Гочкиса, затем разработанная П. Сячинтовым пушка Гочкис-ПС. Устанавливалась она в правую или левую грань башни.

Боекомплект состоял из девяноста шести снарядов, впоследствии увеличенный до ста четырёх (складировался боекомплект на корме — вместо радиостанции).

Кроме того, было и вспомогательное вооружение, которым служил пулемёт Фёдорова калибра 6,6 миллиметров. Обычно спаривались два пулемёта и устанавливались в свободную от пушки грань башни. К ним полагались коробчатые магазины, в которых находились 1800 патронов.

Уже после 1935 года пулемёты на Т-18 заменили на ДТ-29 (калибр 7,62). Сначала также спаренные, затем по одному. В боекомплекте теперь было 2016 патронов в тридцати двух дисках.

Двигатель

Силовой установкой лёгкого танка Т-18 служил рядный четырёхтактный четырёхцилиндровый карбюраторный двигатель конструктора Микулина. Охлаждение двигателя было воздушное. Мощность его не превышала тридцати пяти лошадиных сил.

После 1930 года форсированный двигатель мог выжимать мощность в сорок, что ускоряло его движение по шоссе (предельная скорость танка составляла целых двадцать два километра в час!). Двигатель устанавливался поперечно в отделении моторно-трансмиссионном, это давало возможность немного сократить длину корпуса танка. Топливные баки в количестве двух имели объём в целом сто десять литров.

Их размещали в надгусеничных нишах.

Трансмиссия

Тем не менее и двигатель, и трансмиссия первого советского танка отвечали самым передовым запросам своего времени. Трансмиссия лёгкого танка Т-18 была механического типа и состояла из узлов и механизмов:

1. Главный однодисковый фрикцион, работающий на сухом трении.

2. Трёхступенчатая механическая коробка передач.

3. Механизм поворота (тип конического дифференциала).

4. Два ленточных тормоза, служащие и для торможения, и для поворота.

5. Две бортовые однорядные передачи, встраиваемые в ступицы ведущих колёс.

Ходовая часть

Ходовая часть танка для сопровождения пехоты включала по обоим бортам ленивцы, ведущие колёса, четырнадцать опорных сдвоенных обрезиненных катков малого диаметра и шесть тоже обрезиненных сдвоенных поддерживающих катков. После 1930 года в конструкции появился на каждом борту четвёртый поддерживающий каток. Задние катки по два блокировались на балансирах, подвешенных на цилиндрические вертикальные пружины, защищённые кожухами.

Передний опорный каток закреплялся отдельным рычагом, соединённым с передней подвеской и амортизировавшийся наклонной пружиной. Стальные рессоры также имели два или три передних поддерживающих катка. Гусеницы были изготовлены из литой стали — крупные звенья с гребневым зацеплением.

Пятьдесят один трак составлял каждую гусеницу, ширина трака — триста миллиметров.

В первом бою

Лёгкие танки Т-18 поступили в Красную Армию уже в 1928 году, доукомплектовывая стрелковые подразделения армий различных военных округов. Боевым крещением новой машине стал конфликт на КВЖД. В ноябре 1929 года началась Мишаньфусская наступательная операция, где нашу пехоту поддерживали сразу десять танков Т-18.

Бою предшествовал изнурительный марш, боекомплектом танки нормально обеспечить не удалось, даже карт местности у бойцов не было.

Тем не менее позиции китайцев были атакованы, и ни один танк Т-18 потерян не был, хотя наступательное движение в целом удачи красной Армии не принесло. Но для танка эти бои стали отличной проверкой, где вскрылись не только достоинства, но и недостатки этой машины. Главными пороками лёгкого танка Т-18 были названы низкая скорость передвижения и очень незначительная огневая мощь.

Но в общей сложности и танки, и танкисты зарекомендавали себя хорошо, и конфликт на КВЖД представил тому доказательства.

Великая Отечественная

Крайне изношенные и откровенно устаревшие танки Т-18 встретили Великую Отечественную войну. Малая часть их поступила на вооружение в танковые части, остальные были отданы укрепрайонам. Панцерваффе сурово поступали в приграничных боях с почти беззащитными советскими танками.

В первые же месяцы войны практически все Т-18 были сожжены.

Последние упоминания о применении их в бою датируются декабрём 1941 года, когда они обороняли Москву: Сто пятидесятая танковая бригада располагала девятью машинами Т-18. Старые добрые лёгкие танки до конца пятидесятых служили как стационарные огневые точки и в качестве фортификационных сооружений на Дальнем Востоке. Иногда применялись только их башни.

Почему именно Т-18?

В первые годы после Гражданской войны Советская Россия, как уже было сказано, преодолевала ужасающую разруху, ей явно было не до производства танков. Как мы помним, дело восстановления и развития народного хозяйства шло споро, поэтому уже к середине двадцатых годов речь зашла о модернизации армейского вооружения. В 1926 году, как мы уже знаем, была принята программа танкостроения, рассчитанная на три года.

Программой предусматривалось как план-минимум организация учебной роты и танкового батальона с пехотными танками, а также создание роты и батальона, оснащённых танкетками. Расчёты требовали от производителей по сто двенадцать танков каждого типа.

И после совещания командования Красной Армии, ГУВП и ОАТ (Орудийно-арсенальный трест) было утверждено массовое производство вовсе не тяжёлых, малоподвижных и довольно слабо вооружённых FT-17, к тому же излишне дорогих. Победил лёгкий танк сопровождения пехоты.

Про деньги

"Рено-Русский", например, стоил тогда тридцать шесть тысяч рублей, а нужно было потратить только восемнадцать тысяч на один танк, поскольку общая сумма трат не должна была превысить пять миллионов рублей. Здесь следует пояснить, что в те годы рубль стоил столько же, сколько при царе. Это значит, данная сумма сегодня была бы равна примерно миллиону долларов.

То есть трёхлетняя программа двадцатых годов прошлого века с таким финансовым напряжением бы не справилась.

Есть разница и в стоимости сегодняшних танков относительно машин начала прошлого века. Наш Т-90, к примеру, армия закупает за семьдесят миллионов рублей каждый экземпляр. Американский "Абрамс" в зависимости от модификации стоит от 4,3 миллиона долларов.

Однако и оснащение Т-18 никак нельзя сравнивать с Т-90. Свою роль в развитии Красной Армии первые советские танки сыграли, можно сказать, отлично.

Добавить комментарий