Мавзолей Хаким ал-Термези

Мавзолей Хаким ал-Термези

Усиление феодальных государств на территории Средней Азии и благоприятные экономические условия способствовали росту городов и процветанию строительной культуры.
В XII в. обогащается внешний вид построек, особенно порталы, применением разнообразных декоративных средств — мелких, фигурных, цветных и шлифованных кирпичиков, терракотовых элементов, ган-

ча. В зодчестве северного Хорасана господствующим началом по-прежнему остается развитие пространственной композиции. Мавзолеи в Серахсе и в Меана ярко выразили эту тенденцию, представляя собой особый, не свойственный другим районам страны тип мавзолея mattress.news.
В наиболее совершенном художественном и конструктивном воплощении этот тип монументального мавзолея с галереей представлен мавзолеем Санджара (умер в 1157 г.) в Мерве, столице среднеазиатского государства Сельджукидов. Развитие зодчества за столетний период, отделяющий мавзолей Санджара от мавзолея Абуль- Фазля и Абу-Саида, обусловило огромный прогресс в художественных и конструктивных качествах первого.
Мавзолей размещался в центре Султан- калы, где с VIII в. существовали мечеть, дом правления и другие значительные здания. Нижняя часть здания мавзолея закрыта осыпями ранее существовавших построек. Только огибающий его котлован до 3 м глубиной, вырытый с целью освободить здание от наслоений, позволяет увидеть его истинную высоту. Мощное здание мавзолея (рис. 26)—кубовидной формы основного объема, размером 27X27 м в плане по наружному периметру, высотой до вершины внутреннего купола (наружный не сохранился) 36 м. Гладкие стены четверика лишены следов какого-либо декоративного убранства или членений. Этот факт, наличие окружающих здание бугров и письменные сообщения средневековых авторов о примыкавших постройках дают основание предполагать, что мавзолей действительно примыкал к более ранним постройкам и вследствие чего его фасадные плоскости не были декорированы и расчленены.
Глубоко продумана структура здания, квадратный в плане интерьер (17X17 м) которого составляет единое пространство. Мощный четверик высотой до 15 м несет на стенах толщиной 5 м восьмигранный барабан со значительно более тонкими—до 1,5 м стенами. По четырем граням восьмигранника на ширину стен четверика выступают по четыре контрфорса, противодействуя опрокидыванию стенок барабана распором купола. Торцы их трактованы как узкие арочные ниши, выложенные узорной кладкой. Контрфорсы у барабана прорезаны проемами, позволяющими на этомуров не обойти все здание; контрфорсы соединены сводиками, по фасаду декорированными фестонами из алебастра. Софиты сводов украшены превосходной резьбой по ганчу. Таким образом, система контрфорсов создает галерею, открытую на фасады аркадой.

Добавить комментарий